Фестиваль нового документального кино «Окраина» (16+) Творческая встреча с создателями авторских фильмов

1 марта в 19:00 Центр российской кинематографии «Художественный» имени          Т.А. Ивановой (г. Самара, ул. Куйбышева, 103/105) в рамках фестиваля нового документального кино «Окраина» (16+) приглашает на показ фильмов, лекцию «Что не так с российским кино? (на самом деле, всё так)» киноведа Михаила Захарова и творческую встречу с создателями фильмов.

«Окраина» — это цикл переездных мероприятий, участники которого проводят показы и лекции о современном авторском кино в регионах. Первый цикл лекций и показов состоится в Поволжье: Нижний Новгород, Пенза, Самара, Тольятти и Набережные Челны. По возвращению авторы опубликуют путевые дневники о посещённых местах. В программе вводная лекция о современном российском авторском кино и его положении на международных кинофестивалях от Михаила Захарова (киновед, ВГИК), а также фильмы режиссеров - выпускников Московской школы нового кино (лаборатория Артура Аристакисяна) — участники фестивалей АртДокФест (Москва), Послание к человеку (СПб), Лiстапад (Минск), Siberia DOC (Новосибирск, Иркутск, Красноярск). Куратор программы — Ирина Дмитриева (выпускница МШНК, лаборатория Бакурадзе и Хомерики).

Участники встречи заявили следующую концепцию программы показов: «В настоящее время нам кажется важным установить живой диалог с отдалёнными уголками России. Москва и Петербург претендуют на диктатуру моды и актуальных веяний в искусстве, заявляют автономию на культурную жизнь, но зачастую продукты столичной творческой деятельности оказываются редкими залётными птицами в регионах и так и оседают в пределах «2-х столиц», оказывая минимальное влияние на развитие идей в России. Мы хотели бы изменить этот стереотип».

Участники творческой встречи:

Михаил Захаров – лектор программы киновед (ВГИК) и лектор – участник международной литературной программы Between the Lines на базе университета Айовы, стипендиат школы интерпретации современного искусства «Пайдейя» автор блога о неформальных практиках существования «Стенограмма» автор колонки о кино в сообществе [moisture].
Надежда Захарова – автор сценария, режиссёр и оператор фильма «Огонь», выпускница Московской школы нового кино, лаборатория А. Аристакисяна.
Елена Гуткина – автор сценария, режиссёр, оператор, продюсер фильма «Яма», выпускница Московской школы нового кино, лаборатория А. Аристакисяна.
Генрих Игнатов – автор сценария, режиссёр, оператор, продюсер фильма «Яма», выпускник Московской школы нового кино, лаборатория А. Аристакисяна.
Ирина Дмитриева – куратор программы, переводчик, режиссёр монтажа (ВГИК), выпускница Московской школы нового кино, лаборатория Б. Бакурадзе + Н. Хомерики, автор и редактор журнала «Россия без нас», менеджер в дистрибуционной кинокомпании «Парадиз», член группы по организации премьер фильмов.

Фильмы программы:

«ПУТЕШЕСТВИЕ» Страна: Россия. Год выпуска: 2014. Режиссёр: Константин Бушманов Хронометраж: 23 минуты
Фильм-поездка. Компания молодых людей, вода и идеальные виды природы вокруг. Не столько история или мысль, сколько атмосфера и настроение.
Константин Бушманов — выпускник МШНК (лаборатория Артура Аристакисяна)
Фестивали: Siberia DOC (Иркутск, Новосибирск, Красноярск)

«ОГОНЬ» - Страна: Россия. Год выпуска: 2016. Режиссёр: Надя Захарова. Хронометраж: 60 минут.
Фильм о Земле. О том, как свято быть простым, как белая коза, как голый цыганский мальчик, как солнце. Цыганка варит воду, и происходит колдовство всего живого. Юноша за решётками психбольницы читает свои простые стихи о том, что главное понять – зачем? Бабушка везет через поле телегу с черепом и встречает детей. Как будто она уже на том свете. «ОГОНЬ» как повесть о потерянных земных днях, утробу которых нужно обнаружить.
Надя Захарова — выпускница МШНК (лаборатория Артура Аристакисяна)
Фестивали: Послание к человеку - 2016: приз «Кентавр» за лучший полнометражный неигровой фильм.
Артдокфест - 2016: программа «От А до А».
Siberia DOC (Иркутск, Новосибирск, Красноярск)

«ЯМА» Страна: Россия. Год выпуска: 2015. Режиссёры: Елена Гуткина и Генрих Игнатов. Хронометраж: 30 минут.
В Болгарии есть традиция сообщать об уходе человека из жизни с помощью специального объявления. Обычно его вывешивают в каком-нибудь публичном месте - на остановке, на заборе или входной двери дома. Такой листок называют болгарским уличным некрологом. Камера оказывается рядом с одной болгарской семьей, переживающей траур, и проводит один день в местной деревне.
Елена Гуткина и Генрих Игнатов — выпускники МШНК (лаборатория Артура Аристакисяна)
Фестивали: Артдокфест - 2015: программа «Среда».
Лiстапад (Минск) - конкурс.
Siberia DOC (Иркутск, Новосибирск, Красноярск).

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ: «Что не так с российским кино? (на самом деле, всё так)», посвященная современному российскому кинематографическому контексту — краткий обзор образовательных институций, фестивалей, основных тенденций в сфере игрового («новые тихие») и неигрового (постдок) кино. Также в лекции рассказ о крупных мастерах игрового кино: Кира Муратова, Александр Сокуров, Алексей Балабанов и мастер поэтической документалистики Артур Аристакисян. На что опираются российские кинематографисты при создании фильмов? Чем вдохновляются? Какие тактики существуют для депровинциализации российского кино? Как не отстать, а в чем-то перегнать Запад? Россия — окраина мирового кинематографического процесса, но это не недостаток, а преимущество, которое можно использовать.
Лектор — Михаил Захаров: киновед (ВГИК), стипендиат литературной программы Between the Lines (Айова, США), стипендиат школы современного искусства «Пайдейя», автор курса лекций Cinema Is Dead (Санкт-Петербург), автор блога проекта stenograme.ru, автор колонки о кино [moisture].

Материалы о фестивале

Цель «Окраины» — познакомить зрителей с работами выпускников лаборатории Артура Аристакисяна — они, в отличие от своего мастера, снимают фильмы практически бессловесные; в них уже нет той категоричности и мессианства, которые присущи «Ладоням» или «Месту на земле». Молодые люди осторожны в своих высказываниях, что не означает, что их взгляд менее пытлив, а их видение более компромиссное; их фильмы доступнее и могут служить хорошим введением в эстетику поэтической документалистики Аристакисяна, оставаясь при этом уникальными авторскими высказываниями.
Три фильма «Окраины» объединяет фиксация режиссёров на стихиях: воде, огне, земле; взгляды режиссеров, однако, разнятся. Открывает программу «Путешествие» Константина Бушманова (2014), фильм, который за счет своей суггестивной природы погружает зрителя в необходимый контекст, возможно, буквально. Фильм Бушманова о воде, ее текстурах, свойствах, изменчивости, неостановимости. По водной глади скользит катер; на катере веселятся молодые люди; мы не знаем не то что их имен — мы и лица их видим с трудом. Шум катера заглушает речь, едва слышен смех, цель путешествия остается загадкой. Может, и цели никакой не было — только избыточное удовольствие от воды; вода как образ бессознательного, вода как символ жизни и бесконечности.
Продолжает программу полнометражный фильм «Огонь» Нади Захаровой (2016). В «Огне» Захарова пытается попасть в зазор между тьмой и светом: камера вглядывается в лица, которые при рассмотрении оказываются непрозрачными, в животных, в природу, ищет огонь в земле, в людях, в солнце.
Завершает программу «Яма» Елены Гуткиной и Генриха Игнатова (2015), цветной                  (в отличие от предыдущих) фильм. Цвет контрастирует с сепией старых снимков, демонстрируемых в начале фильма. Аналоговые фотографии создают ощущение потери, невосполнимости момента. Это фильм об одном дне из жизни болгарской деревни, о семье, переживающей утрату. Несмотря на то, что множатся листки с трауром (болгарские уличные некрологи), жизнь продолжается: пасутся овцы, звонит колокол, бабушка раскатывает тесто, жестокий и нежный ребенок бьет и тискает собаку; жизнь продолжается.

Справки по телефону: 333-48-98
Стоимость билета – 120 руб.

Дополнительная информация:
ГБУК «Агентство социокультурных технологий»
Преснякова Елена 303-01-62