Памяти Бернардо Бертолуччи (1941-2018) посвящается…Кинолекторий по фильму «Конформист» (18+)

31 января 2019 года в 19.00 киноклуб «Треугольник» (ЦРК «Художественный», г. Самара, ул. Куйбышева, 105) приглашает на кинолекторий, посвящённый памяти культового режиссёра Бернардо Бертолуччи, ушедшего из жизни в ноябре прошлого года, по фильму «Конформист»/ Il conformista (Италия, Франция, Германия (ФРГ), 1970, драма, 1ч.51мин. 18+). Вспомним своеобразный творческий стиль Бернардо Бертолуччи и  те фильмы, что сделали его знаменитым…

Итальянский кинорежиссёр, драматург и поэт Бернардо Бертолуччи, обладатель премии «Оскар», в 1960-е годы выступал как последователь Годара и Пазолини, увлекался коммунизмом и фрейдизмом, тонко переплетая в своих фильмах социальное с интимным. Во многих лентах он обращался к табуированным формам человеческой сексуальности. Бернардо Бертолуччи постоянно сотрудничал с оператором Витторио Стораро, прозванным итальянскими критиками «богом светотени». После триумфального успеха фильмов «Конформист» (1970) и «Последнее танго в Париже» (1972) Бертолуччи работал за пределами Италии, в том числе на буддийском Востоке, называя себя «скептическим буддистом-любителем».

Фильм «Конформист», снятый по одноимённому роману Альберто Моравиа (1951) -  безрадостный взгляд режиссёра на мотивацию человеческих поступков. Картина получила наивысшую оценку профессиональных кинокритиков на сайте Rotten Tomatoes. В 1971 году она была удостоена национальной итальянской кинонаграды «Давид ди Донателло» как лучший фильм года. «Конформист» - первый фильм, снятый Бертолуччи после вступления в 1969 году в Коммунистическую партию Италии. Подобно предыдущей ленте, «Стратегия паука» (1969), в этом фильме его занимает запретная для послевоенной Италии тема фашизма – точнее, мотивов, которые толкали современников его отца в ряды партии Муссолини. Замысел состоял в том, чтобы заставить зрителя почувствовать себя на месте Марчелло, когда он поднимает оконное стекло, в которое бьётся, умоляя о помощи, обречённая на гибель Анна. Тем самым весь зрительный зал оказывается в положении пассивного соучастника фашистских преступлений.

Марчелло безучастно наблюдает за предсмертными минутами Анны подобно тому, как итальянцы отстранённо наблюдали за торжеством фашизма в их стране. Идея взглянуть на тоталитаризм с фрейдистской точки зрения пришла к Бертолуччи после студенческих волнений 1968 года, в которых он принимал деятельное участие. По словам режиссёра, главный урок тех событий для него лично состоял в осознании того, что он жаждал революции не ради обездоленных, а ради себя самого: «Я хотел, чтобы мир изменился для меня. Я обнаружил в политической революции личностный уровень». В связи с этим режиссёр приводит фразу Сартра, которая звучала в его предыдущем фильме: «Человек состоит из всех людей. Он равен им всем, и все они равны ему».

На Берлинском кинофестивале 1970 года фильм получил Премию международного евангелического жюри – рекомендация, а также награду от журналистов.

Законопослушным человеком хочет быть каждый, но если государство, в котором ты живешь, является преступным, то поневоле оборачивается преступлением и твое послушание. Такова цена конформизма, которую вынужден заплатить доктор Марчелло Клеричи, получающий от фашистских властей приказ отправиться во Францию с тем, чтобы организовать и осуществить ликвидацию итальянского профессора-антифашиста. Выполняя задание, Марчелло понимает поразительное сходство государственного насилия с сексуальным, жертвой которого он пал в детстве.

«Все о чем я мечтаю – жить, снимая кино, думать, снимая кино, принимать пищу, снимая кино, как художник живет, дышит и спит, рисуя свои картины». Бернардо Бертолучччи.

В фильме снимались: Жан-Луи Трентиньян, Стефания Сандрелли, Гастоне Москин, Энцо Тарашо, Фоско Джакетти, Хосе Квальо

Стоимость билета – 150 руб.

Подробная информация по телефону:
333-48-98.
Дополнительная информация для СМИ:
ГБУК «Агентство социокультурных технологий»
331-23-82