Итоги IV конференции «Кино России-2020»
Участники конференции обсудили и приняли основные направления стратегии развития отечественной киноотрасли до 2020 года, которые были разработаны ведущими экспертами киноиндустрии на стратегических сессиях по направлениям «Инфраструктура кинопроизводства», «Продюсирование», «Международная интеграция и кинофестивали», «Кинопрокат», «Кинопоказ», «Образование, наука и исследования».
Целевые ориентиры развития отечественной киноотрасли в перспективе до 2020 года, намеченные в основных направлениях стратегии, накануне конференции обсуждались и были одобрены на совещании у председателя Комитета по культуре Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.П. Ивлиева 6 сентября 2011 года.
Основной задачей четвертой конференции Всероссийского форума «Кино России 2020» являлось обсуждение предложений по конкретным механизмам достижения поставленных приоритетов со стороны государства, бизнеса и некоммерческого сектора.
Открыл конференцию председатель Комитета по культуре Госдумы РФ и председатель Всероссийского Форума «Кино России 2020» Григорий Ивлиев. Он, в частности, отметил, что Форум является не только дискуссионной площадкой. Это платформа, где формируются «правила игры» для отрасли. «Мы хотим не только услышать пожелания и конструктивные предложения, но и записать их, сделать их правилами для отрасли! Результатами Форума должны стать конкретные предложения для Правительства РФ», - заявил Григорий Ивлиев.
В своем вступительном слове генеральный продюсер Всероссийского форума «Кино России 2020» Эдуард Пичугин подчеркнул, что Форум - это постоянно действующая площадка, призванная собрать мнения и предложения. Задача Форума - прислушаться ко всем игрокам кинорынка: к государству, бизнесу, общественным и профессиональным организациям. «Наша цель – создать единое информационное пространство, обеспечить институциональный подход к решению задач киноиндустрии», - сказал Эдуард Пичугин.
Продолжил программу конференции директор Департамента кинематографии Минкультуры РФ Вячеслав Тельнов. Он остановился на наиболее актуальных вопросах, в решении которых важно участие государства. Среди таких вопросов, по мнению Вячеслава Тельнова, обеспечение кинопоказа в малых и средних городах России. Без деятельного участия государства это невозможно. Без государственного участия не будет успешным и продвижение российского кино за рубежом.
В целом Вячеслав Тельнов подтвердил поддержку Форума Министерством культуры: «Министерство в целом готово рассмотреть стратегию, которая станет результатом работы Форума. Мы будем рекомендовать ее Правительству РФ».
Затем Эдуард Пичугин подвел предварительные итоги работы Форума: «За это время были решены две задачи, с которыми отрасль не могла справиться последние 10 лет: решением Правительства была «обнулена» пошлина на ввоз цифрового оборудования, что позволит ускорить «цифровизацию» отрасли. Решена и проблема с отчислениями композиторам, пишущим музыку для кино».
Далее слово было предоставлено экспертам, представляющим различные направления отрасли. Они познакомили с результатами работы стратегический сессий по рабочим группам и выработанными рекомендациями.
Направление «Инфраструктура кинопроизводства» представил генеральный директор «Ленфильм XXI» Кирилл Лыско. Он отметил: «Производственная структура должна быть мультиплатформенной – мы не можем рассчитывать только на кинопроизводство. Но в то же время мы ожидаем рост доли кинопроизводства, поскольку этот потенциал не раскрыт.
Нам важно, чтобы мы стали производственной базой не только для наших, но и для международных проектов, однако, в это необходимо инвестировать, и прежде всего – в персонал и в образование. Имеется в виду профтехобразование, которое сможет поднять на должный уровень качество работы».
Кроме того, Кирилл Лыско подчеркнул необходимость возмещения НДС для иностранных продюсеров, а также частичное возмещение средств, инвестированных в данный конкретный регион. «Если таких мер не будет, то региональные кинокластеры просто загнутся», - отметил генеральный директор «Ленфильм XXI».
Григорий Ивлиев сообщил собравшимся, что вскоре с большой вероятностью будет выделено 1,5 млрд. руб. на развитие детского и юношеского кино и спросил Кирилла Лыско - готовы ли отечественные студии к освоению таких средств? Кирилл Лыско ответил, что к таким объемам готовы, но не больше. Но через 3-4 года российские студии смогут снимать в несколько раз больше фильмов.
Тему региональных кинокластеров развил главный продюсер компании «Всемирные русские студии" Дмитрий Месхиев: «У нас нет фильмокомиссий, которые есть буквально во всем мире (только в США – больше 200!). Этот механизм хорошо проработан и действует во всем мире. Система фильмокомиссий включает в себя и налоговые поблажки, и инфраструктуру. Изобретать велосипед не нужно – все механизмы известны и проверены.» Так же Дмитрий Месхиев добавил: «Государство может и хочет помогать российской киноиндустрии, но не может и не хочет ее содержать!».
По направлению «продюсирование выступил вице-президент Гильдии продюсеров России Александр Котелевский. Он остановился на важнейших вопросах продюсирования фильмов. Тему продолжил продюсер Игорь Толстунов. Он подчеркнул, что создание фильма – долгий процесс, и планировать изменения нужно на много лет вперед. «То, что мы планируем сегодня, начнет работать через 2-3 года, но будет иметь долгосрочный эффект – и после 2020», - сказал он.
Направление «Образование» представил ректор СПбГУКиТ Александр Евменов. Он рассказал о тех изменениях в работе СПБГУКиТ, которые произошли за последнее время, во многом благодаря рекомендациям и инициативам предыдущих конференций Форума.
Следом выступил генеральный директор «Кронверк Синема» Андрей Терешок. Он познакомил с результатами обсуждения в рабочей группе по кинопоказу. В частности Андрей Терешок сказал: «Все кинотеатры до сих пор строились на частные инвестиции. Но и государство могло бы участвовать в этом. В частности, государство могло бы указать на необходимость модернизации в данной сфере, применить административный ресурс».
Андрей Терешок также призвал государство объявить, наконец, войну пиратству. «Нужна железная воля государства, и я уверен, что вопрос будет решен. Убытки от пиратства составляют 10-15% от проката, но самое страшное, что мейджоры все больше и больше говорят о том, чтобы переносить российские релизы на позднее время, а это убьет прокат!».
Затем Эдуард Пичугин дал слово представителям РАО и рассказал о «сенсации конференции» – после более чем 10 лет разногласий достигнуто, наконец, соглашение между РАО и киносообществом.
Более подробно о новых механизмах взаимодействия рассказал заместитель генерального директора Российского авторского общества Олег Патрин. Он подчеркнул, что наилучшим вариантом является дифференцированной подход к проценту отчислений – в частности, 0,5% - для детских фильмов, 0,8% - для кинотеатров проекта «КИНОКЛУБ» и т.д.
В заключении выступила представитель Фонда кино Елена Романова. Она подчеркнула необходимость изменения нашего законодательства в области международного киносотрудничества, чтобы привести его в соответствие с мировыми нормами, а также обратила внимание на необходимость сотрудничества не только с европейскими, но и с американскими кинопроизводителями, со студиями Южной Америки и Азии.
Ряд предложений, прозвучавших в репликах с мест, в частности, касались создания в России центров кино (синематек), в которых люди, заинтересованные в кино смогли бы посмотреть шедевры прошлого в хорошем качестве. Также обсуждался вопрос о необходимости публикации современных учебников для вузов и киношкол.
Закрыл конференцию руководитель Комитета по культуре Госдумы Григорий Ивлиев: «Мы достигли нового качества работы – наш форум носит уже абсолютно рабочий характер: мы ставим проблему, ищем пути решения, вырабатываем рекомендации, и она решается!». Григорий Ивлиев также призвал участников конференции и все киносообщество серьезно и внимательно изучить проект резолюции и внести свои предложения в короткие сроки.
«Мы очень довольны и ходом и результатами конференции: из дискуссионной площадки она превратилась в рабочий орган, эффективно систематизирующий актуальные запросы индустрии и умеющий давать им правильное направление и добиваться решений! Форум продолжит функционировать и после окончания работы над стратегией – таково единодушное мнение всех его участников» - сказал по окончании конференции Эдуард Пичугин.
Окончательная версия Стратегии развития российского кино будет разработана до декабря 2011 года.
Проект
Всероссийский форум киноиндустрии
«КИНО РОССИИ 2020»
Резолюция IV конференции
Форума “Кино России 2020”:
“Стратегия развития”
Санкт-Петербург
12 сентября 2011 года
По результатам проведения стратегических сессий в Департаменте кинематографии Минкультуры России по выработке предложений для Стратегии развития отечественной кинематографии до 2020 года определены основные направления и долгосрочные ориентиры развития российской киноотрасли по ключевым направлениям, среди которых инфраструктура кинопроизводства, продюсирование, кинопрокат, кинопоказ, образование и наука. Они были вынесены на предварительное обсуждение на совещании в Комитете по культуре Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и станут основой для формирования полного варианта проекта Стратегии.
В ходе проведения стратегических сессий были определены наиболее актуальные первоочередные шаги по стимулированию развития киноотрасли, которые стали основой для настоящих рекомендаций по итогам IV конференции Форума “Кино России 2020”: “Стратегия развития”.
I. Оргкомитету Всероссийского форума «Кино России 2020»:
1. Завершить разработку проекта Стратегии развития отечественой киноотрасли в перспективе до 2020 года до 15 октября 2011 года для представления на рассмотрение в заинтересованные органы власти.
- Обратиться к профессиональным и общественным объединениям киноотрасли (Ассоциация теле- и кино- продюсеров, Гильдия продюсеров, Союз кинематографистов, Киносоюз, Киноальянс) и другим участникам Форума о представлении предложений для Стратегии «Кино России 2020» с учетом результатов работы стратегических сессий и состоявшегося обсуждения на конференции в срок до 25 сентября 2011 года.
- Разместить стенограмму четвертой конференции Форума на веб-сайте www.kino2020.ru в срок до 20 сентября 2011 года.
II. Рекомендовать Минкультуры России осуществить следующие неотложные меры по стимулированию развития отрасли:
- Проработать и внести предложения в Правительство Российской Федерации по изменению и дополнению действующих актов Правительства Российской Федерации, а также внести изменения в ведомственные акты Минкультуры России для приведения их в соответствие положениям ратифицированной Россией Европейской конвенции о совместном кинопроизводстве.
- Проработать в сотрудничестве с субъектами РФ предложения по созданию максимально благоприятных условий для развития региональных кинокластеров на основе собственных кинопроизводственных мощностей и финансовых стимулов для продюсеров, реализации программ культурных и кино мероприятий для развития творческой активности и туризма, информационного и организационного обеспечения кинопроцесса. Подготовить комплекс предложений по стимулированию создания кинопроизводственных кластеров в каждом российском макрорегионе – на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале, Юге России, на Севере и Северо-Западе, а также в Центральной части страны.
- Проработать предложения по стимулированию проката и показа киноконтента, сегодня находящегося в ограниченной нише или вне рынка – в первую очередь, отечественного короткометражного кино, арт-кино и документального кино.
III. Рекомендовать Минкультуры России совместно с НП «Киноальянс» и ГИВЦ Министерства культуры Российской Федерации представить для открытого доступа на Интернет сайтах НП «Киноальянс» и ГИВЦ Минкультуры России полные данные о ходе и перспективах внедрения Единой автоматизированной информационной системы в кинотеатрах России: с перечнем подключившихся к системе кинотеатров, технологии работы ЕАИС с ними и описанием перспектив внедрения в остальных кинотеатрах России. Сделать эту информацию регулярно обновляемой и доступной для всех игроков рынка.
IV. Рекомендовать Минкультуры России совместно с МИД России ускорить процесс заключения межправительственных соглашений о совместном кинопроизводстве со странами Латинской Америки и Азии, а также с Соединенными Штатами Америки.
V. Рекомендовать Минкультуры России совместно с Фондом кино:
- Начиная с 2012 года, включить в состав требований к получателям государственной поддержки производства национальных фильмов осуществлять расходы на производство фильма в размере не менее полученного государственного финансирования за счет средств федерального бюджета на территории Российской Федерации.
- Разработать предложения по повышению эффективности механизмов поддержки проката национальных фильмов, учитывающие тенденции развития цифрового проката фильмов, повышающуюся роль Интернета в продвижении и прокате фильмов, сложившуюся географию проката национальных фильмов.
- Внести в установленном порядке предложения об изменении и дополнении классификатора специальностей кино и телевидения с целью приведения его в соответствие с реально существующими профессиями, по которым проводится подготовка в образовательных организациях кинематографии.
VI. Рекомендовать Минэкономразвития России совместно с Фондом кино проработать предложения по расширению возможностей участия частных инвесторов в финансировании производства и продвижения национальных фильмов через специализированные инвестиционные институты.
VII. Рекомендовать Фонду кино провести в 2012 году конкурсы на разработку и реализацию образовательными организациями кинематографии лучших он-лайн программ обучения; на внедрение системы академического качества обучения, а также на наиболее современную обучающую программу с предоставлением им финансовой поддержки.
VIII. Рекомендовать НП «Киноальянс» совместно с Минкультуры России и ГИВЦ Министерства культуры Российской Федерации подготовить программу содействия внедрению Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС), а также предложения по обеспечению достоверности и совершенствованию формата данных ЕАИС и он-лайн доступ правообладателей к ним.